Бензиновый или дизельный? Такой вопрос задает себе большинство покупателей автомобилей. Дать определенный ответ на поставленный вопрос – не просто. Изначально требуется рассмотреть определенные факторы обоих типов двигателей, которые дадут возможность принять правильное решение при выборе машины.
Дизельный мотор
Однозначным плюсом дизельного мотора, применяемого на технике вроде Краз, считается его экономичность, которая связана с меньшим расходом топлива. Объясняется это, во-первых, более высоким КПД за счет увеличения степени сжатия до 20-22 единиц в сравнении с 9-10 у бензинового двигателя.
Во-вторых, большому уменьшению расхода топлива помогает качественное приготовление рабочей смеси. Это означает, что количество воздуха, направляемое в цилиндры, не зависит ни от оборотов двигателя, ни от нагрузки – это количество всегда постоянно. А вот количество подаваемого топлива напрямую зависит от нагрузки: с ростом нагрузки растет также и расход топлива. Тем не менее, в любом случае, даже при максимальной нагрузке, объем впрыскиваемого топлива в 1.5-1.7 раза меньше, нежели у бензинового мотора с аналогичным объемом.
Оба эти фактора гарантируют высокую эффективность сжигания топлива в дизельных моторах. Первый фактор – это постоянная степень сжатия, когда в конце такта сжатия не зависят от нагрузки, а второй – более бедная рабочая смесь по сравнению с бензиновым двигателем.
Хорошо известно, что мощность и потребление топлива в основном зависят от сопротивления воздухоочистителя, влияющего на количество воздуха в цилиндрах, угла впрыска, качественного распыления топлива форсунками, характера его подачи насосом и изначальным давлением впрыска.
И здесь вырисовывается еще один отличный фактор дизеля – его более высокая устойчивость отрегулированных характеристик системы впрыска топлива в сравнении с бензиновым двигателем. Из этого становится очевидно, почему требуется регулярно следить за качеством очистки воздуха и топлива, за тем, чтобы не было перегрева двигателя, что сразу же скажется на работе форсунок и поршневой системы.
Хорошим положительным моментом дизельного отора является его большая работоспособность по отношению к бензиновому. Это можно объяснить дизельным топливом, являющимся в какой-то мере смазочным материалом, а также жестко выполненным коленвалом, блоком цилиндров, головкой блока цилиндров, поршневой группой.
Присутствуют у дизельного мотора и свои недостатки, к которым относятся большая масса, уменьшенная литровая мощность, больший шум, котрый вызывается более высоким давлением сгорания и трудность пуска при минусовых температурах окружающего воздуха. После пробега в 100 тыс. км запуск бывает еще более трудным.
Кроме того, износ плунжерной пары ТНВД вызывает потерю герметичности посадки иглы форсунки. Это ведет к некачественному распылению топлива при запуске, когда обороты небольшие. После износа цилиндро-поршневой группы, когда обороты небольшие, происходит значительный прорыв сжимаемого воздуха в картер двигателя, что не дает возможности достичь необходимого давления и температуры для зажигания рабочей смеси.
Однако применяются элементарные приспособления, позволяющие легко пускать мотор даже при низких отрицательных температурах воздуха. Например, одно из таких устройств – это теплообменное устройство, которое на зимнее время устанавливают во впускной коллектор.
Опыт показывает, что происходящие изменения в цилиндро-поршневой группе и топливной системе практически не увеличивают расход дизтоплива и не уменьшают мощности двигателя. Главной причиной капремонта является увеличенный расход масла. Определяется такой расход по появлению голубого дыма от сжигания масла и необходимости более часто доливать его.
Бензиновый мотор
У бензиновых моторов, используемых обычно на легковых машинах вроде АЗЛК, более высока частота вращения коленвала, больший литровый объем, а вибрация и шумность более низкие. Горючая смесь регулируется количеством. Это дает низкую степень сжатия на умеренной мощности – главном режиме работы легковых автомобилей. Это приводит к низкой эффективности сгорания, а, следовательно, неэффективному расширению, что в итоге ведет к высокому расходу топлива.
Моторы в сравнении
Проведенные испытания авто с бензиновым и дизельным мотором эквивалентной мощности показали следующие результаты. Если на номинальных мощностях КПД бензинового мотора на 20% меньше дизеля, то на некоторых режимах эта разница достигает 40% и более. То есть, расход горючего на 100 км уменьшается от 25% в условиях городского цикла до 50% – на автомагистралях.
В настоящее время для понижения токсичности проведено большое количество различных доработок бензиновых двигателей. Намного понизился показатель токсичности благодаря введению управляемого непосредственного впрыска поршневым процессором. Тем не менее, ведущие специалисты отмечают, что в предъявляемых сегодня повышенных требованиях к защите окружающей среды, а также к расходу горючего дизельные двигатели по-прежнему являются более перспективными.